Category:

Ольга Владимировна Розанова

 

«Первая художница Петрьграда»…. «Червовая Дама русского авангарда»… 
Ольга Владимировна Розанова…


(3 июля(21 июня) 1886 — 7 ноября 1918) 

*** 


Сон ли то... 
Люлька ли 
В окне красном 
Захлопнутом 
В пламени захлебнувшемся 
Кумача 
Огня 
Медленно качается 
Приветливо баюкает 
Пристально укутывает 
От взглядов дня. 
В огне красном 
С фонарем хрустальным 
Рубиновый свет заливает, как ядом 
И каждый атот 
Хрустально малый 
Пронзает светом 
Больным и алым 
И каждый малый 
Певуч, как жало, 
Как жало тонок, 
Как жало ранит 
И раним 
Жалом, 
Опечалит 
Начало 
Жизни 
Цветочно 
Алой. 


Художница, ученица Константина Юона и Николая Ульянова, затем - Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. С участием Розановой проходят все тогдашние основные выставки современного искусства («Левые течения», «Трамвай В», «0,10», «Бубновый валет», «Современная русская живопись» и др.).Участница общества «Супремус» К.Малевича.

И поэтесса,  «Серебряного века силуэт...», жена А .Крученых, друг и сподвижница В.Маяковского, В.Хлебникова, Д.Бурлюка и многих др.футуристов. Она участвовала в оформлении спектакля первых в мире футуристов театра — трагедии «Владимир Маяковский». 

К.С.Малевич чрезвычайно ценил Ольгу Розанову как самую талантливую супрематистку, А.М.Родченко считал ее «первым Мастером супрематической живописи», «революционером искусства», В.В.Маяковский посвятил ей цикл стихов. А.Е.Крученых в 1913 г. выпустил книгу своих стихов «Возропщем» с посвящением «Первой художнице Петрьграда О.Розановой». 

Её жизнь оборвалась внезапно и нелепо… 

«Утром, седьмого ноября, в день октябрьской годовщины, когда по улицам, украшенным художественными плакатами и флагами, под звуки музыки двигались стройные колонны манифестантов, в Солдатенковской больнице умирала от дифтерита член Художественной коллегии — художница Ольга Владимировна Розанова». 

На её похоронах, возглавляя траурную процессию, Малевич нес черное знамя с белым квадратом. 

На Посмертной выставке ее картин, этюдов, эскизов и рисунков, устроенной сотрудниками музейного бюро зимой 1918–1919 гг. в Москве, было показано около 250 работ. Далеко не все из внесенного в тот каталог сохранилось.