Моне, Клод - Женщина в саду. Сент-Адресс (1867)
"Однажды в Эрмитаже (где я был опять же по долгу - с экскурсией) нам рассказывали об импрессионизме. Сложные термины - цветная тень, светлый фон, воздушность, моделировка - входили в одно ухо и выходили через другое. Я отвлекся, начал вертеться, разглядывать совсем не те картины, о которых говорили в данный момент. Потом отстал от экскурсии. Вошел в какой-то новый зал. На дальней стене висело большое полотно. Издалека я разобрал только, что там много зелени - лес или сад. И в центре яркая, стягивающая к себе все внимание белая запятая.
Я остолбенел от совершенно нового впечатления. Деревья, кусты, цветы - все это знакомое, надоевшее на картинах, похожее на настоящее до зевоты, до ломоты в скулах - и вдруг эта запятая. Непонятно к чему относящаяся, но удивительно красивая - белая, изящная на зеленом фоне. Просто чувствуешь, каким крепким и красивым движением кисти нанес ее художник на полотно. Настолько чувствуешь, что сам машинально повторяешь это движение - большим пальцем правой руки в воздухе - ррр-аз! Белым по зеленому. Одним движением. Сверху вниз и направо, и мягкой кривой снова вниз - ррр-а-а-з!
Кто же это сделал такое прекрасное движение, что оно до сих пор висит в воздухе? Когда? Подхожу. Клод Моне. Прошлый век. Картина называется "Женщина в саду". Вот она, совсем близко. Батюшки, да это никакая не запятая, это одним мазком нарисована белая шляпка, плотно облегающая темную женскую головку. Отхожу дальше - запятая. Подхожу ближе - шляпка. Смотрю совсем близко, почти касаясь лицом картины, - запятая, красивая, выпуклая, неровная, со следами волосков кисти. Отодвигаюсь - сад и дама в шляпке.
Но теперь это уже не вообще сад. И в деревьях, и в кустах узнаю этот изящный мазок. Я узнаю не только предметы, нарисованные здесь, я узнаю автора, Клода Моне. Узнаю его руку. Я нашел к нему ключ. Я свободно открываю им любой кусок картины, и радость, новая радость, охватывает меня. Мои глаза впервые открылись для живописи.
Сюжет - это, оказывается, только один из компонентов. А для меня-то он был и началом, и концом. Меня занимало только - что нарисовано, объект. А картина, оказывается, говорит о гораздо большем - кто рисовал, когда, как, каким способом, почему, зачем, для кого. Все-все это в неподвижной картине.
Я смотрел на живопись через литературу - что описывается, через театр - что разыгрывается между персонажами. Но ведь и литература, и театр имеют протяженность во времени. Это искусство длящееся, потому что там разворачивается действие или описание. А здесь другое искусство - живопись. Здесь застыли сотни, тысячи, десятки тысяч взмахов руки художника. Застыли, сохранив не только то, что он рисовал, но и его самого. Вот он передо мной, первый мой художник - Клод Моне."
Сергей Юрский." Попытка думать".
"Однажды в Эрмитаже (где я был опять же по долгу - с экскурсией) нам рассказывали об импрессионизме. Сложные термины - цветная тень, светлый фон, воздушность, моделировка - входили в одно ухо и выходили через другое. Я отвлекся, начал вертеться, разглядывать совсем не те картины, о которых говорили в данный момент. Потом отстал от экскурсии. Вошел в какой-то новый зал. На дальней стене висело большое полотно. Издалека я разобрал только, что там много зелени - лес или сад. И в центре яркая, стягивающая к себе все внимание белая запятая.
Я остолбенел от совершенно нового впечатления. Деревья, кусты, цветы - все это знакомое, надоевшее на картинах, похожее на настоящее до зевоты, до ломоты в скулах - и вдруг эта запятая. Непонятно к чему относящаяся, но удивительно красивая - белая, изящная на зеленом фоне. Просто чувствуешь, каким крепким и красивым движением кисти нанес ее художник на полотно. Настолько чувствуешь, что сам машинально повторяешь это движение - большим пальцем правой руки в воздухе - ррр-аз! Белым по зеленому. Одним движением. Сверху вниз и направо, и мягкой кривой снова вниз - ррр-а-а-з!
Кто же это сделал такое прекрасное движение, что оно до сих пор висит в воздухе? Когда? Подхожу. Клод Моне. Прошлый век. Картина называется "Женщина в саду". Вот она, совсем близко. Батюшки, да это никакая не запятая, это одним мазком нарисована белая шляпка, плотно облегающая темную женскую головку. Отхожу дальше - запятая. Подхожу ближе - шляпка. Смотрю совсем близко, почти касаясь лицом картины, - запятая, красивая, выпуклая, неровная, со следами волосков кисти. Отодвигаюсь - сад и дама в шляпке.
Но теперь это уже не вообще сад. И в деревьях, и в кустах узнаю этот изящный мазок. Я узнаю не только предметы, нарисованные здесь, я узнаю автора, Клода Моне. Узнаю его руку. Я нашел к нему ключ. Я свободно открываю им любой кусок картины, и радость, новая радость, охватывает меня. Мои глаза впервые открылись для живописи.
Сюжет - это, оказывается, только один из компонентов. А для меня-то он был и началом, и концом. Меня занимало только - что нарисовано, объект. А картина, оказывается, говорит о гораздо большем - кто рисовал, когда, как, каким способом, почему, зачем, для кого. Все-все это в неподвижной картине.
Я смотрел на живопись через литературу - что описывается, через театр - что разыгрывается между персонажами. Но ведь и литература, и театр имеют протяженность во времени. Это искусство длящееся, потому что там разворачивается действие или описание. А здесь другое искусство - живопись. Здесь застыли сотни, тысячи, десятки тысяч взмахов руки художника. Застыли, сохранив не только то, что он рисовал, но и его самого. Вот он передо мной, первый мой художник - Клод Моне."
Сергей Юрский." Попытка думать".