mary_hr5 (mary_hr5) wrote,
mary_hr5
mary_hr5

Фото автора Квазимодо на Яндекс.Фотках

4 Июня - ВАСИЛИСК СИНИТЕЛЪ

ВАСИЛИСА СОЛОВЬИХА, ВАСИЛЬКОВЫЙ ДЕНЬ.


В этот день ходили собирать васильки и слушать соловьев.

Василек очень любили в русском народе и ласково называли синецветом, синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей.

Прелестный, синий, как южное небо, цветочек этот — верный спутник ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается, а если встречается, то это верным указанием на то, что там, где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему.

Такая постоянная связь василька с рожью объясняется тем, что васи­лек — растение не туземное, а был занесен к нам вместе с рожью, родиной которой считается примыкающая к южной России западная часть Азии. Поэтому, он, как и рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, особенно же в первые периоды существования Греции.

Василек как будто самой природой создан для плетения венков.

Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери, Василя, окол­дованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской глубокую воду.

С Васильком связан и один интересный обряд русского крестьянства, называемый "вождением колоса". Это шествие на поле, происходившее на Троицу на засеянные поля, когда рожь начинает колоситься.

Молодые женщины, девушки и парни, собравшись на окраине деревни, схватываются попарно руками, образуя из них крест и становятся в два ряда, обратясь друг к другу лицом. Потом по таким образом соединенным рукам пускают идти, как по мосту, всю убранную васильками и лентами маленькую девочку. Пара, по рукам которой она прошла, спешит забежать вперед и стать в конце ряда, и так процессия продвигается постепенно до самой нивы, до самого места, где растет рожь.

Здесь девочку опускают на землю. Она срывает несколько колосьев, бежит с ними в село и бросает их возле церкви. Шествие сопровождается пением. Все время поют следующую песню:

Пошел колос на ниву.
На белую пшеницу,
Уродися на лето
Рожь с овсом,
Со дикушей, со пшеницей.

Другое празднество, где принимает участие василек, носит название "именинного снопа". Оно происходит уже к концу лета, когда рожь, ячмень и пшеница поспели.

Тогда хозяйка с хлебом-солью и сретенской свечей в руках отправляется зажинать ниву. И вот первый сжатый сноп и носит название "именинника".

Хозяйка приносит его в избу и ставит его у божницы, где он и остается до молотьбы. Затем его обмолачивают отдельно и, собрав с него зерна, несут их в церковь для освящения; после чего часть этих освященных зерен смешивают с семенами, оставленными для засева полей на будущий год, а часть хранят, как целительное средство против разного рода недугов.

В некоторых же уездах празднество это происходило иначе.

По окончании жатвы жницы обходили ниву, собирали еще оставленные случайно несрезанными колосья и вили из них венок, переплетая его васильками и другими полевыми цветами. Венок этот надевали на самую красивую девушку и с песнями отправлялись на хозяйский или господский двор. Впереди шел мальчик и нес украшенный теперь также васильками и другими цветами именинный сноп.

Подходя к воротам, пели:

Отопри, хозяин, новы ворота,
Несем веночек из чистого золота.
Ой, выйди, хозяин, хоть на крылечко.
Выкупь, выкупь золотой веночек,
Так как веночек этот обвит золотом.

Хозяин или помещик выходил на крыльцо, встречал жниц хлебом и солью, угощал обедом и поил водкой.

Венок, свитый из последних колосьев и васильков, и сноп, принесенный мальчиком, передавался хозяину со словами: "Дай, Боже, чтобы и на тот год уродился хлеб".

Сноп и венок должны были простоять в переднем углу под образами до Спаса Преображения, когда их несли в церковь и освящали вместе с хле­бом, испеченным из новой ржи, с новыми сотами меда и новыми яблоками и грушами. Зерна освященных колосьев хранили до будущего посева.

Василек связан у нас также с именем мученика Вассы. По народному поверью, если сеять рожь в день празднования памяти этого святого, то ее непременно заглушат васильки.

В день Василиска старались не заниматься никакими делами — ни в поле, ни в огороде. Говорили, что из всего посаженного в этот день уродятся лишь полынь да васильки. «Не сеяли, не пахали — страшный день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились». У девушек на Василиска был свой обычай. Они плели венки из березовых веточек и бросали в реку: если венок вдруг тонул — это предвещало несчастье. Существовали и особые приметы на урожай. Так, массовое появление оводов в этот день сулило, что вырастет много огурцов. Плодородный год обещали и сильные росы.

Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6585/
© Calend.ru
Tags: календарь
Subscribe

  • (no subject)

    Спокойствие и отрешённость И тихой неги благодать... Взгляни на мир - в нём завершённость, Чтоб лишнего не добавлять... Во всех чертах, в частичке…

  • (no subject)

    Спасибо katarinagorbi Текст стихотворения здесь: https://katarinagorbi.livejournal.com/863229.html

  • Иван Бунин

    Догорел апрельский светлый вечер, По лугам холодный сумрак лег. Спят грачи; далекий шум потока В темноте таинственно заглох. Но свежее пахнет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments