Оригинал взят у blogrev в Ия Арепина
Ия Алексеевна Арепина родилась 2 июля 1930 года в Ардатове Мордовской автономной области в крестьянской семье.
Отец её был человеком начитанным и к тому же с фантазией. Своих восьмерых детей он назвал так: Мария, Ана, Любовь, Елена, Иов, Ида, Ия и Ира. (Ия была предпоследним ребёнком в большой семье. В переводе с греческого её имя означает "фиалка"). С началом войны семье пришлось узнать и голод, и нужду. Будущая звезда кино вместе с родными ела лепешки из картофельных очистков, траву, коренья. "Помню, как мы подходили к матери, — рассказывала Ия Алексеевна, — и говорили: "Мама, мы есть хотим", на что она нам отвечала: "Плывите за речку и там паситесь". Мы так и делали. Переплывали с сёстрами на другой берег и ели ту же траву, которой питались поросята". Часто она проводила время в лесу, выискивая там "подножный корм". Лес был спасителем. Поэтому она полюбила его на всю жизнь…
Кино было её мечтой с детства. "Я старалась смотреть все фильмы ,которые крутили у нас в Ардатове, хотя деньги на это было выпросить непросто. Обычно я их зарабатывала, торгуя укропом..." Была у неё и другая мечта — стать художницей. Но педагог по рисованию сказал ей, что всё это детский лепет, что рисует она плохо и что лучше уж её учиться "на артистку".
На экзаменах другие абитуриентки взирали на неё свысока: "Ты только посмотри на неё, и эта приехала в артистки поступать!" Да и потом, уже во время учёбы, им было над чем посмеяться. "Я целый километр от института до общежития топала пешком, — вспоминала Ия Алексеевна, — не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла "большая булка"... Но, несмотря на это, меня все любили. "Непосредственность номер один", — так меня звали во ВГИКе. "Непосредственностью номер два" была моя подруга Нина Крачковская. Мы действительно были яркими индивидуальностями — ни на кого не похожие и жутко провинциальные".
Во время учёбы Ия Арепина сыграла свои первые роли в спектаклях "Снегурочка" А.Н. Островского (Снегурочка), "Егор Булычёв и другие" А.М. Горького (Шурка).
Окончила она ВГИК в 1954 году.
В кино дебютировала в фильмах "Степные зори" (Варя) и "Большая семья" (Тоня).
Первый — "Степные зори" — рядовой, типично советский фильм, сделанный по канонам "теории бесконфликтности" и борьбы хорошего с лучшим, о передовой комсомольской полеводческой бригаде в которую приезжает по распределению девушка — молодой специалист. Зато "Большая семья" Иосифа Хейфица о семье Журбиных стала событием в советском кинематографе. Эта картина поломала привычные рамки советского производственного киноромана. На первый план вышли обыкновенные человеческие чувства. В этом фильме Арепина сыграла Тоню Журбину. В фильме также снимались такие мастера, как Борис Андреев, Алексей Баталов и Клара Лучко.
С 1954 года Ия Арепина — актриса Театра-студии киноактёра киностудии "Мосфильм".
Она снялась в 27 художественных фильмах. Самой большой удачей стала роль Маши в фильме "Капитанская дочка", где она сыграла вместе с Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. Эта картина сделала актрису известной на весь мир. Ия Алексеевна до самой смерти гордилась, что на сегодня она единственная русская "капитанская дочка".
Конец 1950-х начало 1960-х годов — это было время расцвета славы актрисы. Прекрасные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме "Красные листья", Мими в драме "Борец и клоун", Аленушка в фильме-сказке "Илья Муромец".
Потом об Ии Арепиной надолго забыли. Из большого кино актриса исчезла в один миг в середине 1960-х годов. На съёмках очередного фильма она пошла на конфликт с молодым режиссёром, который хотел, чтобы она стала его любовницей. После инцидента её "уволили" с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссёра, закрепилась слава скандалистки.
Личная жизнь тоже не сложилась. Первым мужем Ии Арепиной был оператор кино Юлий Кун. От него она родила сына, тоже Юлия. Он — журналист-международник. Брак развалился. Потом она вышла замуж за синхронного переводчика Вадима Мильштейна. Хотела родить, но шесть лет ничего не получалось, и они расстались, правда, не по этой причине. И в первом, и во втором случае, как признавалась сама Ия Алексеевна, всему виной был её характер: взрывной, неуживчивый. Если любила наотмашь, требовала того же от мужчин. "Я очень сильно любила, — говорила она. — Настолько сильно, что на моё чувство невозможно было ответить так же." Всю жизнь ей нравились исключительно красавцы, других она не признавала. А ведь за такими персонажами нужен "особый уход". Она желала "ухода" и за собой.
В 1968 году она родила дочку Ладу от человека намного младше себя, осознанно выбрав его на роль отца ребёнка. Даже в этом проявился её максимализм. Дочь она растила одна.
В 1991 и в 1992 годах Ия Арепина пережила инфаркт. Ещё через пару лет заболела астмой. Любой медик скажет, что эти диагнозы напрямую связаны со стрессами. Ия Алексеевна свою жизнь всегда ощущала как один огромный стресс. Так уж она была устроена. И до конца дней жила ожиданием, что ещё сыграет серьёзные роли. Иногда её звали на "Мосфильм" играть старушек или на озвучивание.
За свою работу она при жизни не получила ни званий, ни наград. После "Капитанской дочки" ей предложили "заслуженную артистку", но она отказалась, сочтя, что ещё не достойна. Больше не предлагали...
Последние лет пятнадцать Ия Алексеевна почти каждый день гуляла в лесу по нескольку часов одна или с собакой. А когда дочь Лада родила ей внука Артема, то гуляла с ним. Она очень любила его, баловала. Из-за очень давнего конфликта со старшим сыном она не всегда имела возможность общаться с его двумя детьми, отчего сильно страдала. Поэтому всю любовь бабушки она реализовывала на Артёме.
Ей предложили обучать детей азам актёрского мастерства. Она с радостью согласилась, хотя и были сомнения. Но, увы… Не успела.
Ия Арепина скончалась 24 июля 2003 года в Москве. Похоронена актриса на Николо-Архангельском кладбище.
...У людей должна быть удобная возможность посетить могилу любимой актрисы — решили родные Ии Арепиной. Поэтому её тело кремировали, как она хотела, а затем похоронили на Николо-Архангельском кладбище. Место, по мистическому совпадению, оказалось на некотором возвышении, обособленном от всех похороненных. Там растут сосны и берёзы. Всё так, как было в её жизни. На чёрном мраморе строки из Лермонтовского "Мцыри":
"Пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Твой дух найдёт себе приют..
Страданье спит
В холодной, вечной тишине…"
Ия Алексеевна Арепина родилась 2 июля 1930 года в Ардатове Мордовской автономной области в крестьянской семье.
Отец её был человеком начитанным и к тому же с фантазией. Своих восьмерых детей он назвал так: Мария, Ана, Любовь, Елена, Иов, Ида, Ия и Ира. (Ия была предпоследним ребёнком в большой семье. В переводе с греческого её имя означает "фиалка"). С началом войны семье пришлось узнать и голод, и нужду. Будущая звезда кино вместе с родными ела лепешки из картофельных очистков, траву, коренья. "Помню, как мы подходили к матери, — рассказывала Ия Алексеевна, — и говорили: "Мама, мы есть хотим", на что она нам отвечала: "Плывите за речку и там паситесь". Мы так и делали. Переплывали с сёстрами на другой берег и ели ту же траву, которой питались поросята". Часто она проводила время в лесу, выискивая там "подножный корм". Лес был спасителем. Поэтому она полюбила его на всю жизнь…
Кино было её мечтой с детства. "Я старалась смотреть все фильмы ,которые крутили у нас в Ардатове, хотя деньги на это было выпросить непросто. Обычно я их зарабатывала, торгуя укропом..." Была у неё и другая мечта — стать художницей. Но педагог по рисованию сказал ей, что всё это детский лепет, что рисует она плохо и что лучше уж её учиться "на артистку".
В 17 лет она отправилась в Москву поступать во ВГИК. В толстых шерстяных носках на тонких ножках, перепоясанная широким поясом, перед приёмной комиссией ВГИКа предстала странная маленькая блондинка. Причёска — два нелепых хвостика, вместо светлых бровей - жирно нарисованные чёрные дуги. Она встала прямо, подняла подбородок и грозно начала читать: "Мы — социалисты, а это значит, что мы враги частной собственности!.." Это был монолог Павла Власова из Горького. Комиссия от смеха держалась за животы. Но это было ещё не всё. Вторым номером она выступила со стихотворением Некрасова "Суров ты был, ты в молодые годы учил рассудку страсти подчинять..." Василий Васильевич Ванин, озадаченный увиденным, поинтересовался: "У тебя же брови должны быть белые, а не чёрные! Где они?!" "Ну и что, — чуть не заплакала девушка. — У всех есть брови, а мне что, нельзя?" Не станет же она признаваться, что выщипала их до единого волоска ради "новых". Приёмная комиссия опять покатилась со смеху, и на этой волне приняли её в институт, где она училась в мастерской Василия Ванина и Владимира Белокурова.
На экзаменах другие абитуриентки взирали на неё свысока: "Ты только посмотри на неё, и эта приехала в артистки поступать!" Да и потом, уже во время учёбы, им было над чем посмеяться. "Я целый километр от института до общежития топала пешком, — вспоминала Ия Алексеевна, — не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла "большая булка"... Но, несмотря на это, меня все любили. "Непосредственность номер один", — так меня звали во ВГИКе. "Непосредственностью номер два" была моя подруга Нина Крачковская. Мы действительно были яркими индивидуальностями — ни на кого не похожие и жутко провинциальные".
Во время учёбы Ия Арепина сыграла свои первые роли в спектаклях "Снегурочка" А.Н. Островского (Снегурочка), "Егор Булычёв и другие" А.М. Горького (Шурка).
Окончила она ВГИК в 1954 году.
В кино дебютировала в фильмах "Степные зори" (Варя) и "Большая семья" (Тоня).
Первый — "Степные зори" — рядовой, типично советский фильм, сделанный по канонам "теории бесконфликтности" и борьбы хорошего с лучшим, о передовой комсомольской полеводческой бригаде в которую приезжает по распределению девушка — молодой специалист. Зато "Большая семья" Иосифа Хейфица о семье Журбиных стала событием в советском кинематографе. Эта картина поломала привычные рамки советского производственного киноромана. На первый план вышли обыкновенные человеческие чувства. В этом фильме Арепина сыграла Тоню Журбину. В фильме также снимались такие мастера, как Борис Андреев, Алексей Баталов и Клара Лучко.
С 1954 года Ия Арепина — актриса Театра-студии киноактёра киностудии "Мосфильм".
Она снялась в 27 художественных фильмах. Самой большой удачей стала роль Маши в фильме "Капитанская дочка", где она сыграла вместе с Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. Эта картина сделала актрису известной на весь мир. Ия Алексеевна до самой смерти гордилась, что на сегодня она единственная русская "капитанская дочка".
Конец 1950-х начало 1960-х годов — это было время расцвета славы актрисы. Прекрасные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме "Красные листья", Мими в драме "Борец и клоун", Аленушка в фильме-сказке "Илья Муромец".
Потом об Ии Арепиной надолго забыли. Из большого кино актриса исчезла в один миг в середине 1960-х годов. На съёмках очередного фильма она пошла на конфликт с молодым режиссёром, который хотел, чтобы она стала его любовницей. После инцидента её "уволили" с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссёра, закрепилась слава скандалистки.
Личная жизнь тоже не сложилась. Первым мужем Ии Арепиной был оператор кино Юлий Кун. От него она родила сына, тоже Юлия. Он — журналист-международник. Брак развалился. Потом она вышла замуж за синхронного переводчика Вадима Мильштейна. Хотела родить, но шесть лет ничего не получалось, и они расстались, правда, не по этой причине. И в первом, и во втором случае, как признавалась сама Ия Алексеевна, всему виной был её характер: взрывной, неуживчивый. Если любила наотмашь, требовала того же от мужчин. "Я очень сильно любила, — говорила она. — Настолько сильно, что на моё чувство невозможно было ответить так же." Всю жизнь ей нравились исключительно красавцы, других она не признавала. А ведь за такими персонажами нужен "особый уход". Она желала "ухода" и за собой.
В 1968 году она родила дочку Ладу от человека намного младше себя, осознанно выбрав его на роль отца ребёнка. Даже в этом проявился её максимализм. Дочь она растила одна.
В 1991 и в 1992 годах Ия Арепина пережила инфаркт. Ещё через пару лет заболела астмой. Любой медик скажет, что эти диагнозы напрямую связаны со стрессами. Ия Алексеевна свою жизнь всегда ощущала как один огромный стресс. Так уж она была устроена. И до конца дней жила ожиданием, что ещё сыграет серьёзные роли. Иногда её звали на "Мосфильм" играть старушек или на озвучивание.
За свою работу она при жизни не получила ни званий, ни наград. После "Капитанской дочки" ей предложили "заслуженную артистку", но она отказалась, сочтя, что ещё не достойна. Больше не предлагали...
Последние лет пятнадцать Ия Алексеевна почти каждый день гуляла в лесу по нескольку часов одна или с собакой. А когда дочь Лада родила ей внука Артема, то гуляла с ним. Она очень любила его, баловала. Из-за очень давнего конфликта со старшим сыном она не всегда имела возможность общаться с его двумя детьми, отчего сильно страдала. Поэтому всю любовь бабушки она реализовывала на Артёме.
Ей предложили обучать детей азам актёрского мастерства. Она с радостью согласилась, хотя и были сомнения. Но, увы… Не успела.
Ия Арепина скончалась 24 июля 2003 года в Москве. Похоронена актриса на Николо-Архангельском кладбище.
...У людей должна быть удобная возможность посетить могилу любимой актрисы — решили родные Ии Арепиной. Поэтому её тело кремировали, как она хотела, а затем похоронили на Николо-Архангельском кладбище. Место, по мистическому совпадению, оказалось на некотором возвышении, обособленном от всех похороненных. Там растут сосны и берёзы. Всё так, как было в её жизни. На чёрном мраморе строки из Лермонтовского "Мцыри":
"Пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Твой дух найдёт себе приют..
Страданье спит
В холодной, вечной тишине…"