mary_hr5 (mary_hr5) wrote,
mary_hr5
mary_hr5

Categories:

Риголетто

Оригинал взят у opera_guide в Риголетто

Эта опера была написана в 1850-51 годах. Премьера прошла 11 марта 1851 года в Венеции. Автор либретто (литературной основы) - Франческо Мария Пьаве (является автором либретто к 10 операм Верди). За основу взята драма Виктора Гюго "Король забавляется", по требованию цензуры действие перенесено в Мантуйю, король заменен герцогом, а шут Трибуле (он существовал на самом деле и был шутом у Людовика XII и Франциска I) заменен Риголетто.

Действующие лица.
Герцог Мантуанский (тенор)
Риголетто (баритон) - его шут, горбун
Джильда (сопрано) - дочь Риголетто
Джованна (меццо-сопрано) - её служанка
Спарофучилле (бас) - бандит
Маддалена (контральто) - его сестра
Граф Монтероне (баритон)
Граф Чепрано (бас), Кавалер Марулло (баритон),Маттео Борса (тенор) - придворные графа
Графиня Чепрано (меццо-сопрано), Паж графа (меццо-сопрано).
Действие происходит в Мантуйе и ее окрестностях в XVI веке.
Опера исполняется на итальянском языке.

Действие первое
Картина первая
Бал во дворце герцога, звучит ригодон (быстрый французский танец), герцог рассказывает о прекрасной незнакомке, которую встретил в церкви, а затем восхищается графиней Чепрано (Della mia bella incognita borghese). Далее звучит ария герцога Questa o quella, показывающая его как безрассудного бабника. Музыка сменяется медленным менуэтом, герцог делает комплименты графине Чепрано, что не остается незамеченным ее супругом и Риголетто (Partite! Crudele!). Вновь звучит веселый ригодон, и появляется (скорее выскакивает) Риголетто и насмехается над графом Чепрано. Тем временем Марулло рассказывает придворным, что по вечерам Риголетто уходит к любовнице (Gran nuova!), начинается всеобщий беспорядок, Риголетто оскорбляет придворных, и те обещают ему отомстить. Веселье нарушается приходом Монтероне (Ch'io gli parli), он обвиняет герцога в совращении дочери и требует её возвратить. Шут начинает говорить от имени графа и глумится над Монтероне, который проклинает его и графа. Риголетто понимает весь ужас того, что он натворил и скрывается, преследуемый насмешками придворных (O tu che la festa audace).
Картина вторая
Риголетто не покидает мысль о проклятии старика (Quel vecchio maledivami!). Ему встречается бандит Спарафучилле, он предлагает ему свои услуги убийцы, так как знает, что у шута есть враги. Весь их диалог - речитатив (напевное чтение текста). Риголетто отказывается, но все равно берет убийцу "на заметку". Спарофучилле уходит. Риголетто сравнивает себя с ним, говоря что только его оружие - это слово. Ему противно ремесло шута. Звучит ариозо (маленькая ария с элементами речетативов) Pari siamo! Вот Риголетто пришел к домику своей дочери Джильды. Звучит очень красивый дуэт Figla! Mio padre!, в котором Риголетто рассказывает Джильде о матери. Он также запрещает Джильде выходить со двора, кроме как в церковь и предупреждает служанку Джованну. Снова звучит дуэт (Ah, veglia, o donna), но только теперь Риголетто обращается к служанке, а Джильда сама к себе. Тем временем во двор проникает герцог, который выследил незнакомку у церкви. Риголетто прощается и уходит. Джильда рассказывает служанке (Giovanna, ho dei rimorsi), что встретила незнакомца и влюбилась в него. Она мечтает, чтобы он не был знатным или богатым. Это слышит герцог и признается в ответной любви к Джильде в очень известном дуэте È il sol dell'anima. Услышав возвращающегося Риголетто, они прощаются (Addio! Speranza ed anima). Джильда поет свою знаменитую арию Caro nome. Риголетто возвращается (Riedo! Perche?) и застает у своего дома Марулло и других придворных в масках (под одной из которых скрывается граф Чепрано). Они говорят, что хотят похитить графиню Чепрано, живущую рядом, и завязывают Риголетто глаза, а сами похищают Джильду, думая, что она его любовница (Zitti, zitti moviamo a vendetta). Риголетто с ужасом осознает, что помог похитить собственную дочь и понимает, что это действие проклятья.
Действие второе
Дворец герцога. Герцог обеспокоен тем, что когда вернулся к Джильде, её там не было. Звучит ария Parmi veder le agrime. К нему приходят придворные и рассказывают о приключениях (Duca! Duca!). Герцог, в отличие от них, знает, что Джильда - дочь шута, а не его любовница, и ему становится понятно, что произошло этой ночью. Его отводят в покои, где ждет его Джильда (создатели оперы скрыли от нас, как развивались события в покоях). Звучит грустная, изломанно-шутливая мелодия - это Риголетто поет свою песенку (Povero Rigoletto!). Придворные смеются над ним и доводят его до отчаяния. Узнав от случайно подошедшего пажа, что Джильда в покоях графа, он в приступе гнева нападает на Марулло. Его кидают на пол и Риголетто поет очень экспрессивную арию Cortigiani, vil razza dannata (Куртизаны, исчадия порока), в которой Риголетто сначала извергает гнев и ненависть на придворных, а потом умоляет их вернуть ему дочь. Придворные выпускают Джильду и расходятся. Джильда рассказывает Риголетто о случившемся в очень красивом и мягком дуэте (Tutte le feste al tempio). Риголетто слышит голос Монтероне, которого ведут на казнь и кленется отомстить за него герцогу (Si vendetta, tremenda vendetta).
Действие третье
Гроза. Риголетто договаривается со Спарофучилле - Маддалена соблазнит герцога, а потом бандит убьет его. Риголетто хочет показать Джильде неверность герцога, чтобы та разлюбила его. Они приходят к дому Спарофучилле. Герцог уже там. Он исполняет пожалуй самую известную оперную арию La donna e mobile (Сердце красавицы склонно к изменам). Далее звучит квартет (номер для четырех исполнителей) - герцог ухаживает за Маддаленой, Джильда с разбитым сердцем стонет у окна, а Риголетто выговаривает ненависть к герцогу (Un di se ben rammentomi, Bella figla dell'amore). Риголетто отправляет Джильду домой, а сам окончательно договаривается со Спарофучилле об убийстве. Герцог засыпает. Маддалена влюбилась в него, и пытается уговорить брата не убивать его (E Amabile Invero). Джильда, из-за плохого предчувствия возвращается назад и узнает, что герцога хотят убить. Маддалена предлагает убить случайного прохожего, который придет спастись от грозы. Джильда по-прежнему стучится в дверь и заходит. Спарофучилле убивает её. Риголетто приходит в назначенное время и получает труп. Он радуется, что наконец избавил мир от герцога. Но внезапно слышит его песенку, разрезает мешок и видит умирающую дочь. Звучит тревожный и одновременно спокойный прощальный дуэт, после которого Риголетто кричит: "Вот оно проклятья старика!"

С чего начать знакомство
Предже всего, послушайте арию герцога из третьего действия. La donna e mobile. По крайней мере, она в будет вашим стимулом досидеть до конца ;-) Обязательно послушайте увертюру - она поможет погрузиться в трагическую атмосферу оперу. Особого внимания заслуживает сцена проклятья Ch'io gli parli, прослушав её, вы сможете на себе прочувствовать ужас от наложения проклятья... Во втором действии очень красивые дуэты. Это дуэты Джильды и Риголетто Figla! Mio padre!, Ah, veglia, o donna и дуэт герцога и Джильды  È il sol dell'anima. Из второго действия послушайте песенку Риголетто Povero Rigoletto!, арию Риголетто Cortigiani, vil razza dannata, и дуэт с Джильдой Tutte le feste al tempio. Третье действие происходит во время грозы - Верди очень удачно получилось это показать. Он ввел хор для имитации ветра, а ударные инструменты очень хорошо имитировали раскаты грома. Все это можно услышать в трио E Amabile Invero (сцене убийства Джильды).
Если вы, прослушав эти композиции, заинтересовались оперой - смело слушайте её полностью - она вам понравится.

Записи
Я думаю, что не уйду далеко от истины, если скажу, что лучший Риголетто - это итальянский певец Титто Гобби. Его еще никто не превзошел. У него много записей, но самая качественная - это запись сделанная с Марией Каллас и превосходным тенором Джузеппе де Стефано. Слушать только её! :)
Также есть множество экранизаций. Из них стоит отметить фильм с Паворотти (герцог) и Викселем (Риголетто) и фильм Rigoletto a Mantova. Он транслировался в прямом эфире из Мантуйи из дворцов и окрестностей. Спарофучилле исполняет неподражаемый Руждеро Раймонди, Риголетто - Пласидо Доминго (баритон из него некудышный, зато играет замечательно).



Tags: Музыка
Subscribe

  • Странная зима

    Какая странная зима – была не вьюжной и не снежной. На полках множатся тома, в шкафу меняется одежда… Чем измеряется житьё и что уносят наши зимы?…

  • здравствуйте

    *** Увидеть, как февраль снеговиковый становится всё тише и безропотней, как солнце просыпается всё чаще и смотрит, и смеётся, будто дразнится.…

  • (no subject)

    "В одном из Марининых юношеских стихов есть слово «курлык»: Детство: молчание дома большого, Страшной колдуньи оскаленный клык, Детство: одно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments