mary_hr5 (mary_hr5) wrote,
mary_hr5
mary_hr5

Category:

Шоберт - Моцарт

Оригинал взят у sagittario в Шоберт - Моцарт
который день в моем мозгу
теснясь пульсируют триоли..
держать в себе сие.. - доколе!)
пущай пасутся на лугу..:)



Это вновь Иоганн Шоберт (Schobert Johann, 1735?-1767).. - Andante poco allegro, первая часть второй сонаты из 17-го его опуса (IV Sonates pour le clavecin avec accompagnement de violon, Oeuvre XVII)

op.17-1

Музыка, которая особенно глубоко запала в душу юного Моцарта.. Причем, навсегда..

В чем мы сейчас и убедимся..

Однако, сначала хочу продублировать (подкорректировав) свой давнишний пост о Шоберте.. Писался он, без малого, шесть лет назад.., так что многим будет внове..
К тому же, пополню его в конце конкретными иллюстрациями!.. Пусть все будет вместе..

* * *
Когда был Моцарт маленький.., в кудрявом паричке..:), и звали его еще не Амадей, а просто Готлиб (возможно, даже Готя;), то папа страсть как любил возить его на трясучих каретах по разным городам и странам и показывать (желательно за деньги) восхищенным высокопоставленным дядям и тетям, какой у него чудо-ребенок..

При этом папа-Леопольд конечно не был Карабасом-Барабасом, а Вольфганг - дрессированной обезьянкой.. Они очень любили друг друга и все делали ко взаимному удовольствию.. Отец пытался заложить фундамент блестящего будущего своего необыкновенного сынишки, а тот просто с легкостью показывал все, что он умеет и беззаботно поглощал с жадностью новые впечатления..

DSC01594m

К сожалению, поездки эти, как оказалось, не принесли ощутимой практической пользы, на что так рассчитывал Леопольд..
Доходы тут же превращались в расходы на дорогостоящее путешествие и врачей, а громкое имя, сделанное сыну при королевских дворах, обернулось в дальнейшем тому скорее во вред, чем на пользу, поскольку ассоциировалось там исключительно с сенсационностью вундеркиндства, и когда через десяток лет под этим именем вместо забавного чудо-крохи перед вельможами представал "один из..", то вызывало это скорее разочарование, чем желание взять его на службу..

Но было в этих путешествиях и нечто такое, что возможно не вполне осознавалось и специально не планировалось полководцем-Леопольдом, но сыграло очень важную роль в формировании моцартовского гения..  В самом раннем возрасте Вольфганг получил возможность непосредственно познакомиться, буквально окунуться во все важнейшие современные ему музыкальные течения.. Такой бесценный всеевропейского охвата (на огромном пространстве, от Лондона до Неаполя) музыкальный опыт, переплавленный силой его гения, и послужил основой качественно скачка, который суждено было осуществить Моцарту в музыке..

Что скажут большинству из нас сейчас, к примеру, имена - Хонауэр, Эккард, Раупах, Штепан, Вагензейль..? Скорее всего - ничего.. А в то время это все были известные, уважаемые мастера, работающие в различных стилистических направлениях, коих тогда было чуть ли не столько же, сколько более-менее крупных культурных очагов.. И именно их достижения впитывал маленький Моцарт..
И все вместе, разными тропками, с разным уровнем таланта, но с одинаковой целеустремленностью, тащили они каждый свою лепту, выкладывая большую единую дорогу под названием - Великий стилистический перелом.. И, как показала история, мостили ту дорожку практически собой.., ведь невнимательное Время только сейчас, кажется, одумалось, чтобы взглянуть себе под ноги и присмотреться наконец, по чему, собственно, мчался ее ведущий локомотив.. По чьим, так сказать, косточкам..

Ничего не ускользало от пытливого, зоркого взгляда мальчугана.. Его гений обладал удивительной способностью к пластической адаптации ко всему новому и интересному для него.. Но это не имело ничего общего с эклектикой.. Да, сначала он вбирал в себя все новшества, казалось бы, без разбора.. Какое-то время даже перевоплощался, подстраивался под новый стиль.. Но все это лишь для того, чтобы очень скоро уже, усвоив самое питательное, отвечающее внутренним его душевным устремлениям, нестись навстречу уже чему то новому..

Города, лица, музыка сменяли друг друга с головокружительной быстротой, оставляя разные по значимости и силе отголоски в его душе.. Но было среди сонма свалившихся на мальчика впечатлений два имени, приковавших надолго к себе его внимание и значительно повлиявших на весь облик его творчества..

В Париже это был Иоганн Шоберт, в Лондоне - Иоганн Кристиан Бах..

О младшем сыне великого Себастьяна еще предоставится обязательно случай поговорить, да и больше он известен.. А вот имя и, тем более, музыка Иоганна Шоберта, к сожалению, известны далеко не каждому..

Биографических данных о жизни Шоберта имеется крайне мало.. Да и те  в большинстве почерпнуты не из документов, а из различных сообщений и воспоминаний современников, в частности, барона Фридриха Мельхиора Гримма, видного деятеля французского просвещения, парижского покровителя Моцарта..

Год рождения его "плавает" в различных источниках от 1720 до 1740, но, в большинстве случаев, принято считать таковым - 1735.
Так же и родным городом его называли то Страсбург, то Нюрнберг, то Мангейм, но, все же, и тут большинство исследователей склонно доверять словам Гримма, называющего Шоберта - силезцем (иногда "уточняют", что из Бреслау)..
Да, честно говоря, не уверен, что и портрет его, всюду в последнее время приводимый, изображает именно Шоберта. В энциклопедии "Биографии композиторов с IV-XX век" (1904) под этим же портретом стоит фамилия Диттерсдорфа, к примеру..:)

Известно также, что в 1761 или 1762 году Шоберт перебрался в Париж, где стал придворным клависинистом принца Конти.. Женился на француженке и имел, по крайней мере, двух детей.. Тут же произошло и знакомство с ним Моцартов, пробывших в Париже с ноября 1763 по март 1764 и с мая по июль 1766..

Правда, на Леопольда Моцарта личность Шоберта произвела крайне негативное впечатление.. В своих письмах он обвинял того в зависти, в ревности к вниманию, оказанному его семилетнему сыну.. Говорил, что он, мол, льстит в лицо, но все это ложь..
Возможно, в такой характеристике и крылась доля истины, но, думается, что скорее тут сказалось ревностное отношение самого Моцарта-старшего ко всем, кто не столь рьяно восхищался талантами и успехами Вольфганга.. Да и фривольные парижские нравы были очень уж не по нутру патриархальному немцу, и раздражение невольно выплескивалось на конкретных людей..
К тому же, и сам Леопольд, при встрече с Шобертом, бесцеремонно заявил, что его дети сыграют де все его вещи с легкостью, что не могло того не обидеть и не вызвать ответной реакции..

Впрочем, так ли это все уже важно.. Главное - музыка.., музыка Шоберта, которая произвела на маленького Вольфганга ошеломляющее впечатление..

Передам тут слово авторитетнейшему моцартоведу Герману Аберту:

«Как ни отталкивала Моцартов личность Шоберта, музыка его осталась все же наиболее захватывающей из всего того, что тогдашний Париж был в состоянии предложить душе юного художника. Истинное дитя «Бури и натиска», Шоберт был легко возбудимым и беспокойным, часто его охватывал демонический пыл, но и постоянная готовность к новшествам также была одной из основных черт его характера.
Уже то, что он писал скрипичные сонаты, трио и квартеты с облигатным клавиром, став родоначальником нашей нынешней камерной музыки с фортепиано, обеспечивает ему выдающееся место в истории. И то, что Моцарт в свои первые сонаты ввел скрипку, хотя бы только ad libitum, является первым очевидным признаком влияния Шоберта.

Его клавирный стиль превосходит своей широкоохватностью и особенно виртуозной самостоятельностью левой руки все, что Моцарт мог узнать до него. Но и по выразительности своей музыки Шоберт был настоящей находкой для тогдашней парижской публики, которая со времен Руссо воспринимала «естественность» человеческих отношений одновременно как право на большие страсти; Шоберт был одним из очень редких до Моцарта музыкантов, обладавшим сентиментальной натурой в шиллеровском смысле.

Отсюда становится ясной его огромная притягательная сила для духовно близкого ему юного мастера. Две главные стороны своего собственного существа Моцарт нашел воплощенными в Шоберте: серьезное чувство, которое побуждало его создавать широкие певучие темы даже в Allegro, и склонность к внезапным «демоническим» прорывам страсти с взрывами дикого темперамента, резко противоречащие характеру светского искусства. Иногда и хроматика принимает в руках Шоберта ту же своеобразную терпкость и страстность, как позже у Моцарта, весьма отличную от былой блаженной слезливости».

...

Впервые тут только начинающий еще самоопределяться маленький человечек столкнулся вдруг с высветившемся, как в зеркале, отображением собственных его, смутно ощущаемых еще душевных бездн..
И след от того остался в нем надолго...

Еще и через 15 лет, в 1778 году, во второе свое такое несчастливое парижское путешествие, в котором он лишился матери и потерпел крах в первой своей большой любви.., еще и тогда, сочиняя одну из прекраснейших своих клавирных сонат (a-moll, KV 310), Моцарт в Andante ее почти буквально процитировал тему из сонаты Шоберта op.17 № 1...

autog
(редкий автограф начала ля-минорной сонаты Моцарта, KV 310)

Но Шоберта к тому времени уже давно не было в живых..
28 августа 1767 года сам Иоганн Шоберт, его жена и один из его детей скончались, отравившись грибами..

Так что отпущено было обоим мастерам примерно одинаковое, небольшое совсем, количество лет...
Хорошо хоть в этом случае никто не принялся выискивать для Шоберта своего "Сальери"..

* * *

Да.., так вот эту самую "сонату Шоберта op.17 № 1", вернее, первую ее часть - Andante poco allegro, я и "выпас" тут в самом начале..:)

Покажу сразу и упомянутый только что фрагмент из Анданте ля минорной сонаты Моцарта (KV 310)

14495230-1-1-1
(обложка одного из первых посмертных изданий сонаты - Вена, Артариа [1792])

Чтобы сразу было понятно и на слух, о какой сонате Моцарта идет речь, я наиграл и начало ее, и самый напряженный драматический момент кульминации первой части, который тоже, надо сказать, навеян явно хроматикой Шоберта..
Ну и, с середины где-то уже идет рассматриваемый фрагмент второй части сонаты:



Для ноточеев обвел кружочками и соответствующие места сонат, совпадающие по тактам..

Шоберт:
schob1

Моцарт:
m1m2

обращу внимание и на сохранение Моцартом тональности Анданте - фа мажор..

Но еще и раньше, уже через полгода после возвращения семейства моцартов из грандиозного трех с половиной летнего европейского турне, летом 1767 года, когда маленький Моцарт под руководством папы пишет четыре первых своих клавирных концерта (а вернее просто обрабатывает для оркестра и клавира части из различных клавирных сонат популярных в то время композиторов), то за основу второй части второго концерта берется им все то же Анданте Иоганна Шоберта из ор.17 №2:



Весь 19 век эти четыре концерта (так называемые "Пастиччио-концерты", Кёхель 37, 39, 40, 41), написанные в Зальцбурге в апреле - июле 1767 года, считались творениями 11-летнего Моцарта. И лишь в начале 20 века благодаря усилиям неутомимых исследователей Визева и Сен-Фуа был установлен первоисточник каждой из частей концертов (кроме одной, так до сих пор и не определенной)

Лейпцигским издательством "Брейткопф и Гертель" было даже выпущено специальное сравнительное издание, содержащее анданте Шоберта и Моцарта.. Не знаю, существует ли подобное и по другим частям концертов, но сейчас нас интересует именно Шоберт:)

DSCF8174

DSCF8175

DSCF8180

и несмотря на все это, кажется и до сих пор многие предпочитают считать эти концерты чисто моцартовскими.., а о композиторах, действительно являющимися авторами этой музыки, в лучшем случае упоминают лишь мимоходом (надеюсь поговорить еще о каждом из них подробно)..

... Но влияние анданте этого шобертовского на Моцарта, кажется, проявилось и гораздо глубже, не только в буквальном цитировании его.. Оно заронило зерно, послужило тем ключиком животворным, из которого проистекают как минимум два ручейка, ведущие к двум фундаментальным творческим приемам выражения трудновыразимого..
Один - в смелом использовании тревожных, раздирающих душу и пространство, дисгармонических последовательностей..
Второй - в постоянном, как пульсация вен, ритме.., медитативно-завораживающем и неудержимо влекущем вперед одновременно..

Кто не знает знаменитое моцартовское анданте из 21-го до мажорного фортепианного концерта?.. Гениальнейшая, совершеннейшая музыка!.. Но стоит послушать ее после анданте Шоберта.., и становится в очередной раз ясно, что из НИЧЕГО ничего никогда не бывает..
Кстати, и тональность тут все та же - фа мажор.. А меж тем это 1785 год уже..



и в символично-итоговом Реквиеме символично же слились ручейки эти в потрясающей силы сплав..
переход от Confutatis к Lacrimosa..



Вот.. не уверен правильно ли сделал, что проиллюстрировал музыкально все тут собственноручно:).. но не хотелось нарушать единую стилистику звучания).. да и просто.., так гораздо мне интереснее, чего уж там:))
а так, разумеется, все эт можно найти в наипрофессиональнейшем и суперхудожественнейшем исполнении:)).. Все.., кроме Шоберта.. Эту сонату, несмотря на все вышеизложенное, почему-то никто не играет..

Ну а кто вдруг все же надумает сыграть, то смело тычет пусть на нотные обложки в тексте:)
на обложки кто нажмет, тот желанное найдет!:)



-----------------------------------------------
© Станислав Серапинас (Sagittario)

Tags: Моцарт, Шоберт, интересно, композиторы, музыка
Subscribe

  • ВЕШНЯЯ МОЛИТВА

    О, даждь нам радость в нынешнем цвету. Избави нас проникнуть за черту Неумолимой жатвы. Сопричисли К благим весенним дням благие мысли. О, даждь…

  • (no subject)

    Счастье в виде одуванчика, который ты прямо сейчас держишь в своих руках, и уже знаешь про его недолговечность. Чаще всего оно совсем не зависит от…

  • Диета

    Мне снились кольца колбасы, Пироженка, ватрушки, Но всё испортили весы, Или печенье «ушки». А скоро к нам придет весна, Открою ей объятья, Сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments